Про БАДы

Несколько дней назад я услышал, как пожилой женщине продали биологические добавки на сумму в 14.000 рублей. Деньги немаленькие, если учитывать средние размеры пенсий в нашей области. Их можно было бы потратить, на действительно необходимые препараты или другие нужды, но система сетевого маркетинга БАДов хорошо продумана и рассчитана на людей которые не разбираются в лекарствах и ежедневно пополняют копилку изготовителей данной продукции круглыми суммами. 

 

Биологически активные добавки (БАД), это  активные вещества, которые принято употреблять с пищей, для получения комплекса витаминов, минералов и других питательных веществ. Как пример таких добавок, можно взять рыбий жир, который в начале 2000-х годов пользовался популярностью.

Биологические добавки признаны безвредными для человека. Некоторые из них могут снабжать организм питательными веществами минералами и витаминами. Но БАДы не лечат, они лишь могут способствовать лечению. Мы выделили 15 признаков, по которым вы сможете распознать обман и принять верное решение при покупке препаратов.

  • 1. ФЗ №29 от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» утверждает, что БАДы отнесены к пищевым продуктам, и определяет их как «… природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав».  Это значит, что биодобавки по определению ничего не лечат, не проходят клинических испытаний, регистраций (кроме гигиенического сертификата как пищевой продукт) не имеют чётких показаний, противопоказаний, побочных эффектов. Информация на зарегистрированные и официально распространяемые лекарственные препараты, как правило, широко доступна. С БАД проблема в том, что они слишком часто позиционируются как препараты для лечения, каковыми естественно не являются. Тем не менее, могут рассматриваться как общеукрепляющие или сопутствующие лечению средства. Вопрос качества БАД - целиком на совести производителя.
  • 2. Средство продается по системе МЛМ (с помощью интернета), сетевым маркетингом, эксклюзивными распространителями или только представителями компании-производителя.
  • 3. На средстве отсутствует регистрация в МЗ РФ, реестре лекарственных препаратов или FDA. Возможны определения типа "Рекомендован ХХХХХХ институтом", "Одобрен Минздравом" и т.п. Препарат может быть либо зарегистрирован как лекарственный препарат, либо как БАД и никак иначе. Все "одобрения" - это фикция. То же касается и награждения средства разными медалями и дипломами.
  • 4. Предъявляемые сертификаты, регистрационные документы или результаты расплывчаты по содержанию и сомнительны по форме. В рекламе присутствуют слова «запатентовано во многих странах», однако попытка получить более конкретные сведения о номерах патентов или странах регистрации результата не даёт. Для справки: в европейских странах в основном действует «Европатент», следовательно, утверждение например, о том, что «запатентовано в Германии и Италии» - скорее всего, неверно.
  • 5. Отсутствует точная формула или состав средства. Вместо этого наличествуют компоненты типа: «активный биокомплекс», «сбор высокогорных трав» или что-нибудь подобное. Также монокомпонентные препараты, содержащие высокие дозы одного элемента (цинк, селен, йод и т.п.)
  • 6. Список «излечиваемых» заболеваний неправдоподобно обширен либо включает в себя заведомо неизлечимые болезни или болезни, требующие комплексного (а зачастую и инвазивного) лечения. Другой вариант – указываются группы заболеваний без расшифровки, например «кожные заболевания» или «отклонения давления» или «заболевания суставов».
  • 7. Невозможно найти объяснение действия лекарственного средства (фармакокинетика). Примеры - утверждения типа «очищает кровь», «повышает потенцию», «улучшает пищеварение» и т.п.
  • 8. Высокая стоимость «курса лечения» и необходимость постоянного «профилактического» применения средств той же фирмы после окончания курса.
  • 9. Оправдание применения средства другими препаратами, жёсткими ограничениями, диетами или образом жизни. Например, средство, лечащее псориаз  с приложением в виде обезличенной диеты Пегано и соответствующими ограничениями.
  • 10. Несвойственные места продажи средства – бесплатные сайты и рассылки в интернет, распространители в магазинах, метро, на улицах, реклама на улицах, радио и телевидении (реклама препаратов рецептурного отпуска запрещена почти во всех странах). Препараты группы ОТС (общего действия, безрецептурные) при псориазе не применяются.
  • 11. Сайт или реклама препарата содержит большое количество положительных отзывов и "убийственную" статистику (минимум 85% эффективности).
  • 12. Средство усиленно рекламируется каким-либо доктором или клиникой как необходимая часть "лечебной программы", без применения которого, эта программа неэффективна.
  • 13. Изобретатели или производители средства имеют "богатую" но сомнительную научную "биографию" - академики формальных или несуществующих академий, ассоциаций, обществ и т.п. с массой ни о чём не говорящих званий и регалий.
  • 14. Средство рекламируется как продукт "уникальных", "военных", "космических", "древних", "тайных" и т.п. "сверхсекретных" технологий для избранных, ставших доступными всем и каждому благодаря компании-производителю
  • 15. Несвойственная лекарственным препаратам упаковка (300 пилюль на весь курс в огромной банке или явные признаки "ручной" упаковки).

Если интересующее вас средство имеет один или несколько из перечисленных признаков - это конечно не означает то, что оно поддельное или мошенническое, но в этом случае здоровый скептицизм должен превалировать над доверчивостью.